22/10/2021
П͟с͟и͟х͟о͟л͟о͟г͟и͟ч͟е͟с͟к͟и͟е͟ ͟и͟ ͟р͟е͟л͟и͟г͟и͟о͟з͟н͟ы͟е͟ ͟к͟о͟р͟н͟и͟ ͟ч͟у͟в͟с͟т͟в͟а͟ ͟в͟и͟н͟ы͟ ͟и͟ ͟с͟т͟ы͟д͟а͟.͟
Практически любая религия основана на принесении кровавой и невинной жертвы.
Жертва в психологическом смысле - это откуп от необходимости нести полную ответственность. Когда вместо того, чтобы самому сгореть в жертвенном огне, ты отдаешь вместо себя что-то важное и ценное, но не самого себя - своего раба, сына, или жертвенное животное (агнца, козла отпущения).
В современном мире укрепилась форма откупа в виде денежных вложений - это удобнее и практичнее. Более того, люди привыкли, что почти от всего можно откупиться.
Смысл искупительной жертвы в том, что кровью невинного существа смываются грехи того, от чьего имени приносится жертва. Например, согласно иудейской религии, за грехом неминуемо следует смерть (Иез 18:4; Рим 6:23), поэтому по милосердному установлению Бога разрешалось, чтобы вместо грешника умерла жертва, оплатив своей жизнью его грех. Таким образом, отдав Богу чужую жизнь, грешник искупал свою вину и сохранял свою жизнь.
Психологически "грех" - это любое чувство вины. Причем не только за сделанный, совершенный проступок, но и за несделанное доброе дело. Избавлением, искуплением от чувства вины и служит жертва. С религиозной точки зрения чувство вины ведет человека к совершенствованию через покаяние. Согрешил - покаялся, т.е. стал лучше.
Похоже, что разделенное чувство коллективной вины является психологической основой первичной эмпатии.
С одной стороны, показывая человеку различные виды и оттенки чувства вины, религия учит его разбираться в своих состояниях. Именно через этот самоанализ и возникают зачатки рефлексии. Но, с другой стороны, внушая человеку базовую идею о его тотальной греховности, религия делает его зависимым, манипулируемым извне.
Почему же вместо грамотного дифференциального подхода к чувству собственной вины и использованию этой рефлексии для собственного преображения, трансформации и психологического развития люди чаще всего имеют дело с разрушительным и демотивирующим комплексом беспомощности и виноватого уныния?
Ответ лежит в противоречии между потребностями социальной системы и отдельного индивида. Общество, состоящее из больших человеческих масс заинтересовано в системной управляемости людей, т.е., прежде всего, в их умении и готовности повиноваться. Повиноваться - значит, действовать на основе внушаемых чувств. Многочисленные виды вины, с детства внедренные в человеческое сознание - это главный рычаг воздействия всех манипуляторов. Свободным человеком сложно манипулировать, с ним можно только договариваться на основе взаимопонимания и взаимной выгоды, а, еще лучше - партнерства. Человек с комплексом жертвы становится зависимым. Он не способен на сотрудничество и творческую деятельность.
Чувство вины - это своего рода скрытая форма жалости к себе. Человек себя секет и тут же плачет о самом себе, упиваясь своими слезами.
Вроде комнаты для отсидки, когда на улице ждут дела, которые требуют активного разрешения. Оправдание для прокрастинации.
Совершил ошибку - исправляй. Не можешь исправить - не повторяй.
"Чувство вины" вполне рабочий сигнал к некоему действию, но только не в качестве времяпрепровождения. Застревание в этом чувстве чревато серьезными личностными проблемами.
Чувство вины неразрывно связано с таким понятием как совесть. Но что же за этим понятием скрывается?
По сути совесть - это нормы, которые прививает ребенку его окружение. В основном речь о важных для ребенка фигурах. Сначала родители, затем другие взрослые, друзья, герои из книг и кино. Стереотипы "что такое хорошо и что такое плохо".
Человек, ради одобрения (морального поглаживания) и принятия обществом, стремится оправдать ожидание важных для него фигур, которые интроецированны у него в его "внутреннем Родителе".
В данном случае чувства вины и стыда являются страхом неприятия человека обществом.
Поэтому, если в этих чувствах нет подводного камня в виде удержания самого себя в роли жертвы, то прощение того, перед кем человек чувствует вину, всё заглаживает и восстанавливает мир (одобрение и принятие со стороны).
По мере развития личности в человеке остается только здравый смысл - "это делать нецелесообразно" - и противоречащие его внутренним установкам вещи - "я не буду этого делать, потому что мне это противно и я этого не хочу". Т.е. исчезают ниточки, за которые может дергать социум в целях манипуляции. А именно "чувство вины" и "чувство стыда". Развитая личность самодостаточна. Если она чего-то не хочет, она этого не делает. Т.е. не заключает "грязных сделок с совестью". Если же делает, то отдает себе отчет в том, зачем она это делает и что в результате желает получить. И никаких противоречивых чувств у нее по этому поводу не возникает.
Любое деструктивное отношение к собственным ошибкам, выражающееся в направленной на себя агрессии (я должен быть наказан), берет начало либо в завышенным требованиям к самому себе, либо в ущемленном чувстве собственной нужности при не оправдании ожиданий значимых фигур.
Правильное отношение к ошибкам заключается в разрешении им быть и в отказе от самоидеализации. Любое обнаружение ошибки - это прежде всего возможность изменить ситуацию к лучшему.