12/04/2022
: ИСЦЕЛЯЮЩАЯ ВОЙНА (КОНСПЕКТ видеолекции Ольги Демчук)
Происходящие события в Украине, война, поднимают многие процессы, которые до этого были спящие. С нашей психикой происходит не только плохое, но и хорошее, как это ни удивительно сейчас звучит.
Вы задавали вопросы, почему это происходит, почему мы чувствуем подъем, вдохновение, несмотря на всю трагичность происходящего.
Давайте разбираться.
Я сейчас кратко пройдусь по всем пунктам, а потом скажу подробнее.
***
Что нас волнует в обыденной житейской жизни?
Многие люди говорят, что у них нет смысла жизни (“я не знаю, куда мне стремиться, чего мне достигать, мне ничего не хочется”).
Во время войны эта проблема уходит, и у нас появляется вполне конкретный смысл жить.
Помимо отсутствующего смысла жизни, наша психика полна внутренних конфликтов.
Нравится нам это или не нравится, но так как мы все родом из детства, то у нас всех есть идеальный образ, который что-то от нас требует, чтобы мы были лучше, мы были прекраснее, чем есть на самом деле.
Из-за этого у нас возникает внутреннее напряжение и аутоагрессия.
И третья проблема, которая беспокоит многих людей, это ощущение одиночества (“ты понимаешь, что ты будто один в этом мире, будто отделен”). На канале есть много видео про “нахождение в банке” - будто ты за стеклом и не можешь дотянуться к людям.
И война на удивление решила все эти три главные проблемы.
***
1. По первой проблеме - ПРО СМЫСЛ ЖИЗНИ.
У каждого из нас есть “потолок”, и выше него находятся наши мечты. Т.е. мы чем-то обладаем, но хотели бы чего-то большего. Эти мечты как-будто раздвигают наше сознание, мы мечтаем, грезим.
И так же у нас есть страхи, и мы боимся с этим соприкоснуться.
Во время войны наш потолок поднимается выше, потому что мы перестаем хотеть чего-то эгоистичного, и нам хочется нечто большее, коллективное - как сейчас нам всем хочется перемоги в войне, и мы понимаем, что только так мы избавимся от давления этого агрессивного соседа России.
Фактически сейчас украинцы и те, кто чувствуют себя сопричастными к этой борьбе с оккупантом, ощущают подъем и ощущают, что у них появилось что-то большее, чем их эгоистические потребности. Мы ощущаем единение и сливаемся в коллективном едином порыве.
То есть наша психика переживает сейчас некоторое вознесение, т.е. мы вышли из эгоистичного и присоединились к чему-то большему. От этого наша личность испытывает подъем и ощущает, что она - нечто большее, чем думала раньше про себя.
Помимо этого, у нас возникает больше страха.
Если раньше наш страх был субъективным - мы боялись, как на нас посмотрят, что про нас скажут, нам было страшно выругаться матом, высказать свою точку зрения, то война как будто сняла эти ограничения, и мы можем больше и можем в большей степени быть откровенными, искренними.
Помимо этого у нас появился объективный страх страх потерять свою жизнь. Многие потеряли дом, работу. То есть субъективные страхи ушли и остались объективные. И личность, которая находилась в придуманном мире сейчас крепко встала на ноги - стали на ноги те, кто смог вместить в себя происходящее. А те, кто живут прошлой жизнью (“как я жил раньше, сколько зарабатывал раньше, какое у меня положение было…”) ,- те до сих пор витают где-то как облако.
Те же, кто уже смирился с происходящим, - сейчас ощущают свое “Я ЕСТЬ”, в котором появился “потолок” - коллективная устремленность, и появился “пол” - понятно, чего бояться, страх стал абсолютно объективным.
То есть стены нашего сознания сейчас раздвинулись, и самое главное - интуитивно идти за этим, не сопротивляться этому.
Это поможет нам сейчас ощутить большую реальность личности, большее ощущение “Я есть” - вполне четкое представление о себе с конкретными задачами.
Метафорически можно сказать, что это как выбор человека, который решается войти в реку реальной событийности - или стоит на берегу и живет чем-то прошлым.
Что происходит сейчас в нашей реальности на самом деле?
Сейчас ЗСУ защищают нас и благодаря им агрессор не может продвигаться вглубь.
Те районы, где она была, где ЗСУ их не удержали, мы все понимаем трагические последствия (это убитые, замученные). Весь этот ужас ждал бы нас, если бы наша армия нас не защитила.
К украинцам давно уже накачивалась российской пропагандой негативное отношение как к глупым хитрым хохлам, которых не жалко убивать. Поэтому выбора у нас нет.
Фактически мы сейчас боремся не с российской армией, а мы боремся за свою жизнь, за свою свободу, и важно об этом помнить.
Итак, у нас есть сейчас есть ЗСУ, наши главные ангелы-хранители (помимо Бога), которые являются сейчас точкой, которой мы должны помогать для того, чтобы приблизить нашу перемогу.
Как мы можем им помогать?
Несомненно, есть международная поддержка - санкции, которые налагаются на агрессора, и они его ослабляют, это информационные поводы, которые создают журналисты, освещая истинность происходящих событий.
Помимо этого есть волонтеры, которые помогают ЗСУ.
Когда я говорю про ЗСУ, я говорю и про тероборону, и добровольческие отряды, которые с оружием в руках сейчас нас защищают и они сейчас должны быть центром нашего смысла для того, чтобы мы были приближены к реальности. Мы должны понимать, благодаря кому мы можем быть живы и не порабощены.
Волонтеры, которые помогают всеми силами.
Православная церковь Украины. Капелланы, которые находятся сейчас в зоне боевых действий с военными.
Семья. То есть если кто-то из ваших близких и знакомых находится в зоне боевых действий, то наша задача сейчас им помогать и финансово, и амуницией, и поддержкой.
И есть еще информационная поддержка тех людей, которые сейчас остались, не воюют, и они продолжают быть частью Украины. То есть снижение информационного напряжения. Я нахожусь в этой части - оказываю информационную поддержку людям, - и я также жена человека, который сейчас с оружием в руках защищает Украину.
Когда мы понимаем, кто сейчас главный, где ядро и куда сейчас должна идти наша энергия, то мы понимаем смысл жизни.
То есть наша личность сейчас приобрела вектор - ей понятно, куда двигаться, и ей понятно, чего бояться.
***
Поговорим про АУТОАГРЕССИЮ.
Многие люди говорят о том, что они чувствуют, как все проблемы, которые их беспокоили, стали какой-то ерундой, которая вообще не волнует.
Почему это происходит? Почему кажется, что мы как будто стали здоровее?
Потому что тот идеальный образ, который у нас был, оказывал давление на нашу личность. Он нас принуждал быть какими-то, и у нас была аутоагрессия, которую мы направляли на себя и долбили себя.
В данный момент у нас есть реальный агрессор, который реально несет угрозу нашей жизни и свободы, который может лишить нас идентичности, национальной принадлежности. Поэтому идеальный образ, который у нас был, меркнет.
Если раньше он нас беспокоил, то сейчас он нас не беспокоит вообще, потому что он незначительный, потому что он меньше, чем реальная угроза.
Поэтому те люди, которые понимают реальную угрозу, и понимают, что у нас есть агрессор, которого мы должны победить. Потому что если мы его не победим, мы исчезнем как нация, как народ.
Те люди сейчас ощущают себЯ реальными, реализованными, они понимают, куда им двигаться и для чего им жить.
А те люди, которые зациклены на себе и переживают по поводу своих переживаний, они выброшены из этого потока, и они себя чувствуют хуже, чем до войны.
Та аутоагрессия, принуждение быть лучше, чем мы есть, сейчас направлена “по назначению” - сейчас мы ненавидим того, кто пришел нас убить.
Я уже говорила в видео, что это здоровая реакция на агрессора. Потому что если на тебя нападают, а ты себя не защищаешь, если тебя принуждает быть таким, как хочет агрессор, а ты не даешь отпор, то ты автоматически начинаешь подыгрывать агрессору и становишься жертвой.
Поэтому мы избавились от аутоагрессии, от постоянного пиления себя, мы избавились от соответствия, мы стали позволять себе больше, и наша жизнь имеет вполне определенный смысл жизни - это для определившихся, для тех, кто понимает, что сейчас главное - перемога, а не какие-то личные амбиции.
***
Помимо этого, мы ощущаем ЕДИНЕНИЕ.
То есть если раньше мы чувствовали себя изолированными в стеклянной банке, то сейчас мы чувствуем общность - мы едины в своем порыве, едины в своей цели.
Каждому из нас важно, чтобы был какой-то смысл жизни, больший, чем эгоистичный. Те люди, которые живут только эгоистичными хотелками, они чувствуют неудовлетворенность, что им мало, думают, что им все должны. А те люди, который уже вышли за уровень детей потребляющих, они научились отдавать, - они чувствуют подъем, они понимают, что у них появляется миссия, глубокий смысл.
И нам всем этого хочется, но многие из нас не понимают, как быть сохранным, заботиться о себе, но в то же время и отдавать людям. И сейчас у нас есть эта возможность - мы чувствуем единение, что мы связаны.
Но люди, которые остаются на берегу, они этого не чувствуют, - они как были в банке, так в банке и остаются.
***
То есть фактически, война, как это ни странно сейчас прозвучит, она не толь то, что нас калечит. Она и то, что может нас вывести на новый уровень.
Конечно, появятся другие проблемы, когда мы победим.
И наша психика, которая привыкла быть в эмоциональном сверхнакале, будет искать эти опоры - когда уйдет агрессор, то активизируется внутренний идеал, который будет нас клевать, появится опять аутоагрессиия, появится экзистенциальный кризис, - это будет потом.
Сейчас важно быть сосредоточенным, быть в точке здесь и сейчас, и помогать нашему ЗСУ нас спасти, нас защитить.
Желаю вам веры в себя, внимания, осознанности того, что с вами происходит, и до новых встреч.
ССЫЛКА НА ВИДЕО: https://www.youtube.com/watch?v=5jFQ_Dy16DI
Автор лекции: Ольга Демчук
Конспект записан: Ірина Кузнецова. Психолог в Баришівці
"Исцеляющая" война. Ольга Демчук. Исследование внутреннего мира личностиМногие из нас с приходом войны ощутили, что те проблемы, которые их беспокоили ранее,...